сделай еблишко попроще, духовный советский мальчик
Знаете, есть сейчас какая-то неадекватная подмена ценностей и понятий.
Когда это стало важнее любить книги, а не произведения, в них напечатанные? Откуда пошла эта мода на "запах книжных страничек" и священное отношение к книге как к вышей ценности? К книге как бумажному блоку в переплете как к вышей ценности, а нее ее содержанию?
Книга уже давно не роскошь, и даже не средство передвижения. Книга не редкость и не вещественное сокровище какой она была в древности; она не предмет гордости, как когда наши родители и бабушки с дедушками в советское время собирали библиотеки книг, купленных по талонам; есть интернет, электроника, что угодно, что позволяет читать что захочешь и когда. Но нет, нет. Именно теперь, в это время информационного изобилия появляется странная мода.
"Ах, электронная книга бездушна, потому что в ней нет шелеста страниц и запаха бумаги и чернил. Ах!"
Это как отказываться есть макароны просто потому, что они покрашены шпинатом в зелененькие, а морковкой в рыжие, а я хочу беленькие. Или не заниматься сексом, потому что порвался ваш любимый розовый чулок, который вам так нравится снимать в процессе, если такая метафора вам ближе.
Чтение становится модным. Причем становятся модным некоторые его аспекты, а не его суть, и это так себе.
Модно показывать, как ты любишь читать. Что ты при этом на самом деле думаешь - не так уж важно. Ебашь селфи с книгой и репости ванильные цитатки.
Чтение - это типа интеллектуально. Как сказать, это на самом деле форма досуга, если мы говорим о художественной литературе читаемой в удовольствие. Вопрос только в том, что ты потратишь чуть больше усилий, читая буквы, а не смотря картинки, а остальное зависит от тебя, потому что интеллектуальность любого варианта (чтения/кино/сериалов) заложена везде примерно одинаковая и на самом деле зависит от того, как много ты вынесешь оттуда и сколько разных мыслей передумаешь благодаря этому. Кто-то и после мультфильма полезет копаться в мифологии северных стран, а кто–то "Улисса" методично прожует и даже не шелохнется открыть "Одиссею".
Модно любить модные книги. Модные циклы вроде "Игры престолов" и "Голодных игр" и... классику. Конкретную. Когда в какой-то группе я от скуки и печали пролистала с сотню комментариев по типу небольших анкет, "Мастер и Маргарита" мелькала в списке любимых книг чуть ли не чаще несчастного очкарика. И - не верю. Булгаков хорош, но не для поголовной любви, и уж тем более - к одной конкретной книге. Так что приходится констатировать, что тренды нынче везде.
И модно трястись над книгами как реликвиями. What the fuck? Давайте я вам просто свою любимую цитату суну:
"– Книги – это не святые реликвии, – сказал в тот раз Трефузис. – Слова могут быть моей религией, но, когда дело доходит до богослужения, я предпочитаю церковь самую низкую. Храмы и кумиры мне не интересны. Суеверное идолопоклонство, присущее буржуазной одержимости книгами, досаждает мне до чрезвычайности. Подумайте, сколько детей забросило чтение лишь потому, что какой то ханжа выбранил их за слишком небрежно перевернутую страницу. Мир полон людей, любящих повторять, что к книгам «следует относиться с уважением». Но говорил ли нам кто нибудь, что с уважением следует относиться к словам! Нас с ранних лет учат почитать лишь внешнее и видимое."
Конечно, следует различать: есть книги, которые я ни за что не отдам, но не почему-нибудь, а просто потому, что для меня это вещь с историей. И у вас такие есть. Вот эта от любимой бабушки с ее пометками карандашиком. А за этой вы объехали в жаркий летний день половину города. И на месте этой книги могла бы быть ваза, суть бы не поменялась.
Бумажные книги хороши, красивы, удобны и приятны, но не стоит возводить их в ранг абсолютной ценности. Очень удобно прикрываться Бредбери и его "451 по Фаренгейту", воспевая книги, и чувствовать себя интеллектуалом с нерушишым фундаментом из одного аргумента. Только вот что, ребята, там же соль не в том что "боже мой, как можно сжигать книги!", а в том, что, лишенные текстов и их единственных тогда возможных бумажных носителей, люди учили эти книги наизусть, чтобы с ними осталось содержимое. Содержимое, а не блоки клееной бумаги.
Но нет, сейчас человек будет больше стыдить вас за то, что вы загнули уголок у книжки, а не за то, что вы не читали ни Кафки, ни Довлатова, ни Тургенева.
Ну а вишенка на этом расплывающемся торте - снобизм.
Конечно, мы будем фотографироваться по ночам с прижатым к груди томом Ивлина Во или ходить гулять со сборником Мандельштама, отстаивать их и делать все описанное выше, но мы же потом будем с интонациями актрис погорелого театра предлагать сжечь "Сумерки" и "Пятьдесят оттенков серого" или пилить лук, как поливаем бензином романы Донцовой. Двоемыслие, батенька.
Хотя, что уж там. Чтение как модный атрибут - возведем в культ; незнание - сила, аминь.

Комментарии
06.05.2014 в 22:22

Loyaulté me lie
А я люблю бумажные книги. Они индивидуальны, что ли, ну, с другой стороны, у меня на полке и стоят в том числе столетние томики.
Но читать только в бумажном варианте никакого бабла не хватит, и сил это с собой таскать -- тоже.
А любимые книги на полку я ставлю :heart:
06.05.2014 в 22:29

сделай еблишко попроще, духовный советский мальчик
Constanze, так я тоже люблю, их у меня есть, но этот К У Л Ь Т убивает :(
я если что-то покупаю, то уж чтобы бумага хорошая и от обложки глаза не вытекали :lol: ну или КАРТИНОЧКИ но как бы если в нормальном виде нет - ну и черт с ним, захочу - в электронном виде перечитаю
06.05.2014 в 22:45

Зачем я люблю котят. Лучше бы я любил колбасу. (с)
люто плюсую :heart:
теперь ведь доступны бездны, бездны любой литературы, столько возможного содержания, идей, знаний, красоты, в конце концов. но нет, шелест бумажных страниц :facepalm: я обвиусли не против бумажных книг, да, они клевые, и даже в библиотеке клево посидеть иногда. но этот псевдоснобистский культ. *хеддеск*

"Мир полон людей, любящих повторять, что к книгам «следует относиться с уважением». Но говорил ли нам кто нибудь, что с уважением следует относиться к словам! Нас с ранних лет учат почитать лишь внешнее и видимое".
соу вери тру.
06.05.2014 в 22:54

L'avenir nous appartient
Я согласна полностью с культом, с перепостом цитаток для виду, с модой, но вот если про бумажные книги- лично мне, например, неудобно читать с электронки, вот не могу, глаза, что ли, больше болят, или еще что, но некомфортно. Хотя никуда не денешься, читаю, но бумажные люблю, и запах книг с детства люблю, и тот самый шелест.
06.05.2014 в 22:59

сделай еблишко попроще, духовный советский мальчик
Мисси Лейн, я понимаю людей, которые могут обойти три магазина потому что НИТ Я ХОЧУ В ЭТОМ ИЗДАНИИ, но заменять все формой - хуево :|
я однажды когда мне прижало прочла три книжки с плеера блдь :lol: :lol: с маааленького экранчика
жеан коварный интриган, а ты с нормальной электронки читаешь? е-инковской?
я-то спокойно хоть с калькулятора могу
06.05.2014 в 23:01

L'avenir nous appartient
лейтенант касатка, С той, которая с электронными чернилами, pocketbook
06.05.2014 в 23:03

сделай еблишко попроще, духовный советский мальчик
жеан коварный интриган, странно тогда
06.05.2014 в 23:16

Вуайеризм Изабель был утонченного рода: она предпочитала наблюдать за наблюдателями.
А я вот не соглашусь, что священное отношение к книге как к вышей ценности - это свежая тенденция. Наоборот скорее, наследие наших родителей. Даже у меня, человека, которого за испорченные страницы и все в таком духе никогда не ругали, все равно очень серьезные заморочки на этот счет, от которых я смогла начать избавляться только в последнее время, упорно перебарывая себя всякий раз, когда надо загибать нужные уголки. А уж если человека с детства шпыняли на тему священности книжных томов, то понятное дело, что он над книгой будет чисто автоматически трястись.
06.05.2014 в 23:41

Loyaulté me lie
лейтенант касатка, за Трефузиса, кстати, отдельно спасибо :lol: КАК ОН ОХУЕНЕН

да ну, на половину того, чо щас печатают, бумагу жалко
байты тоже жалко, правда
06.05.2014 в 23:43

Loyaulté me lie
я однажды когда мне прижало прочла три книжки с плеера блдь с маааленького экранчика
бро! я читала с такого допотопного плеера, экран 3 на 2 сантиметра, наверное, лет эдак 9-10 назад
это ж какое шило в жопе-то иметь надо, а? :alles:
07.05.2014 в 00:38

Электронные книги рулят, потому что избавляют от необходимости таскать многотомные кирпичи и иметь всегда все нужные источники под рукой.
Помню как читала с телефона (экранчик сантиметра четыре в диагонали) еще до появления нормальных читалок, а потом глаза настолько привыкли к экрану, что начали болеть при чтении бумажных книг. Но это не мешает мне считать бумажные книги сокровищем. Никогда никаких пометок в них не допускала, ни загнутых, ни тем более вырванных страниц, а небрежное отношение к книгам считаю дикостью.
07.05.2014 в 05:18

Послушайте, я ведь не предлагаю вам горевать по поводу того, откуда берутся _ваши_ идеи (с) Нил Гейман
Тоже поплюсую. Лично для меня преимущество бумажных книг - ты можешь взять любимую книгу с полки и рандомно открыть на любой странице. Не заметишь потом, как снова читаешь страницу за страницей. У меня такое постоянно с "Тремя мушкетерами" и Шерлоком Холмсом происходит. Но вот восхваление тоже не понимаю. Лучше уж доказать свою начитанность умными дискуссиями на какую-нибудь тему, чем воплями с пеной у рта о том, какой автор гениальный и как прекрасна его книга. Хотя скажу, что тех же "Мастера и Маргариту" или "Голодные игры" я люблю, и причем очень сильно. Но практически не говорю об этом. Увы.
И вообще я установила для себя принцип - пока мне книга содержанием не понравится в электронном виде, в бумажном я покупать не собираюсь. Так было с "Одиночеством в сети" Вишневского и хочется, чтобы было со "Сказками Вильнюса" Фрая (кто бы помог!). Почему я, собственно, и попросила фандом подарить мне два года назад электронную читалку :D
Хотя предельно честно признаюсь, я очень редко стала читать последнее время из-за работы. Это огорчает очень сильно, так как я заметила, что одну хиленькую тонкую книгу Мураками "Ничья на карусели" я прочла не за день-два, как было бы раньше, а за неделю-полторы. И просто потому что я привыкла во время чтения думать и анализировать, а на это моих сил после 8-часового рабочего дня и домашней суеты просто не остается. И приходится читать по три-четыре страницы в день. =((

Помню как читала с телефона (экранчик сантиметра четыре в диагонали) еще до появления нормальных читалок
Я помню, как и после появления читалок с экрана 3х4 читала, как у меня глаза болели после этого( Что окончательно решила для себя получить читалку х)
07.05.2014 в 21:00

“Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь что сказать”.(Антуан де Сент Экзюпери)
Отличный пост. Сама думала об этом часто, но у тебя это связно выражено))
В последнее время,кстати, замечаю за собой этот мерзкий тренд - читать для галочки. Когда вокруг тебя столько людей, которые что ни день хвастаются новыми прочтенными книгами, невольно чувствуешь себя ущербной, что времени для чтения по причине экзаменов ну вообще нет. И что-то вымучиваешь, читаешь,читаешь... А всё без толку, ибо ни удовольствия не приносит, ни удовлетворения. И каждая книга воспринимается как взятый рубеж.
Иногда становится страшно оттого, что разучилась читать правильно.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии